Практическое задание к Теме 4. Региональные и территориальные финансы. Бюджетный федерализм
Задание
Проведите анализ и сделайте заключение об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации (Новосибирской области или другого – на ваш выбор) за последние 3 года.
Данные оформите в таблицах и графиках. Сделайте вывод о том, какую роль в бюджете субъекта играли межбюджетные трансферты и каков характер бюджета (донор или рецепиент).
Укажите существующие проблемы бюджетной обеспеченности региона и пути их решения.
Решение
Проанализируем исполнение доходов консолидированного бюджета Самарской области за 2020-2022гг. и сравним утвержденные значения с исполненными (табл. 1).
Таблица 1 – Анализ исполнения доходов консолидированного бюджета Самарской области за 2020-2022гг.
Год | Утверждено, млн. руб. | Исполнено, млн. руб. | % исполнения |
---|---|---|---|
2020 | 234 176,9 | 248 778,3 | 106,2 |
2021 | 267 577,2 | 306 133,6 | 114,4 |
2022 | 317 387,3 | 339 418,1 | 106,9 |
Из таблицы 1 видно, что за рассматриваемый период доходы консолидированного бюджета Самарской области были исполнены с превышением над утвержденными в бюджете. Так, в 2020г. процент превышения составил 6,2% над плановыми, в 2021г. – 14,4%, в 2022г. – 6,9%. Можно сделать вывод, что наибольшее превышение фактически полученных доходов в консолидированный бюджет произошло в 2021г. – 14,4%.
Изобразим графически динамику исполнения доходов консолидированного бюджета Самарской области за исследуемый период (рис.1 ).
Рисунок 1 – Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета Самарской области за 2020-2022гг.
Проанализируем исполнение расходов консолидированного бюджета Самарской области за 2020-2022гг. (табл. 2).
Таблица 2 – Анализ исполнения расходов консолидированного бюджета Самарской области за 2020-2022гг.
Год | Утверждено, млн. руб. | Исполнено, млн. руб. | % исполнения |
---|---|---|---|
2020 | 262 755,2 | 246 385,3 | 93,8 |
2021 | 297 166,7 | 278 378,5 | 93,7 |
2022 | 378 899,5 | 358 421,8 | 94,6 |
По данным таблицы 2 делаем вывод, что за исследуемый период фактически произведенные расходы из бюджета Самарской области были произведены меньше, чем было запланировано. Так, в 2020г. консолидированный бюджет субъекта РФ был недоисполнен по расходным статьям на 6,2%, в 2021г. – на 6,3%, в 2022г. – на 5,4%.
Рис. 2 наглядно демонстрирует как менялась динамика расходов консолидированного бюджета Самарской области за исследуемый период.
Рисунок 2 – Динамика исполнения расходов консолидированного бюджета Самарской области за 2020-2022гг.
Далее рассмотрим как менялось получение консолидированным бюджетом Самарской области межбюджетных трансфертов и иных видов государственной помощи за 2020-2022гг. в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ исполнения безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Самарской области за 2020-2022гг.
Год | Утверждено, млн. руб. | Исполнено, млн. руб. | % исполнения |
---|---|---|---|
2020 | 59 618,6 | 66 439,6 | 111,4 |
2021 | 68 182,9 | 69 121,3 | 101,4 |
2022 | 93 255,8 | 95 398,1 | 102,3 |
Из таблицы 3 видно, что фактическое получение межбюджетных трансфертов консолидированным бюджетом Самарской области оказалось больше, чем было утверждено в смете, за весь рассматриваемый период. Так, в 2020г. превышение полученных безвозмездных трансфертов над запланированными составило 11,4%, в 2021г. – 1,4%, в 2022г. – 2,3%. Анализ полученных данных свидетельствует о снижении превышения фактически полученной государственной помощи над плановой. Тем не менее, размер безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Самарской области с каждым годом растет, что говорит об увеличении финансовой зависимости от других бюджетов бюджетной системы РФ.
Проиллюстрируем динамику исполнения безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Самарской области за исследуемый период (рис. 3).
Рисунок 3 – Динамика исполнения безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Самарской области за 2020-2022гг.
Роль межбюджетных трансфертов заключается, главным образом, в обеспечении комплексного развития государства.
Межбюджетные трансферты, как часть системы межбюджетных отношений, призваны выполнять такие функции:
- возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;
- способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;
- служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.
Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию
Объем полученных безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Самарской области за 2020-2022гг. позволяет отнести данный субъект Российской Федерации к регионам-реципиентам.
Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.
Кроме того, по мнению многих специалистов, для перехода к новой, более эффективной системе межбюджетных отношений необходимо разделение ответственности за осуществление расхо¬дов. Для этого нужно учесть ряд принципов:
Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться властями на местном уровне.
Во-вторых, услуги, которые оказываются на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (или субъекта Федерации).
В-третьих, услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре¬доставляться только федеральными властями.